Большинство нанимателей в качестве источника мотивации для своих сотрудников использует только деньги. Система может быть построена через «кнут» - лишение выплат в случае недостижения целей, или «пряник» - дополнительные выплаты при выполнении показателей. Эти методы являются самыми распространенными, простыми, и на первый взгляд, эффективными. Но не все так однозначно.
Материальное вознаграждение далеко не всегда может выступать в качестве надежного источника мотивации. Если обратиться к самой популярной и известной теории мотивации – пирамиде Маслоу, то ни на одной ступени пирамиды потребностей нет денег как самостоятельной единицы. Деньги – это всегда инструмент удовлетворения той или иной потребности, но сами по себе не являются конечной целью.
Деньги, безусловно, важны, особенно для удовлетворения первичных потребностей в выживании и безопасности/комфорта (покупки еды и одежды, оплате счетов за жилье и т.п.). Соответственно, если у человека эти потребности удовлетворены, то у него возникают верхнеуровневые потребности в уважении, самореализации, развитии. И вот здесь деньги далеко не всегда могут обеспечить их удовлетворение – за деньги не купишь уважение коллег, дружбу, любовь, ощущения себя как состоявшейся личности и пр. Соответственно и замотивировать человека, нуждающегося в удовлетворении верхнеуровневых потребностей, только деньгами будет проблематично.
Последующие исследования углубились в психологию принятия решений и выявили важные факторы, которые определяют готовность сотрудников качественно и в срок выполнять поставленные задачи.
Канадский психолог Виктор Врум представил мотивацию в виде математической формулы
M = E x I x V, где
M – мотивация;
E – ожидания (расчет на то, что прилагаемые усилия приведут к достижению результата);
I – содействие (понимание, что достижение результата посодействует получению вознаграждения);
V – валентность (оценка того, что получаемое вознаграждение будет соответствовать затраченным усилиям и достигнутому результату).
Соответственно, если один из множителей близок или равен нулю, то и мотивация к действиям также будет стремиться к нулю.
Теория справедливости Адамса говорит о том, что перед тем, как предпринимать какие-либо усилия, человек сравнивает свой вклад и предполагаемое вознаграждение, а по итогам выполнения работы – сравнивает себя с другими сотрудниками по соотношению вознаграждение/вклад. В случае признания какой-либо из двух составляющих несправедливыми – мотивация к выполнению работы будет отсутствовать.
Модель Портера-Лоулера в качестве элементов мотивации сотрудника учитывает такие факторы как наличие у него необходимых ресурсов, вероятность получения вознаграждения, соотношение затрачиваемых усилий и предполагаемого вознаграждения, удовлетворенность от выполненной работы. Как результат, если какой-то из этих элементов будет оценен сотрудником негативно, то только сам факт финансовой мотивации не будет являться достаточным для того, чтобы человек прилагал усилия к достижению цели.
Помимо внутренних потребностей сотрудников, немаловажным элементом мотивации является и сама организация постановки и достижения целей.
Здесь зачастую допускается ряд ошибок, которые ведут либо к некачественному и несвоевременному выполнению порученных задач, либо полному отказу от достижения целей.
В любом случае лучшей мотивацией для любого сотрудника будет его личная заинтересованность.
В этом свете людей стимулируют два противоположных чувства – радость/счастье от получения вознаграждения (позитивная мотивация) и страх от утраты имеющегося (негативная мотивация).
Лучшим вариантом стимулирования сотрудников через позитивную мотивацию будет узнать потребности и удовлетворять их в случае достижения целей:
В качестве инструментов негативной мотивации выступают:
Независимо от выбора метода мотивации обязательно следует учитывать, что люди ко всему привыкают, и, как результат, то что сотрудника мотивировало раньше после формирования устойчивой привычки, может перестать работать. Поэтому используемые источники мотивации лучше всего чередовать и периодически менять, чтобы всегда поддерживать мотивацию на должном уровне.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Выберите город поиска
Необходима авторизация
Для получения доступа к функциям сайта необходимо войти в личный кабинет или зарегистрироваться
Подписка оформлена!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро