На работе большинство из нас проводит добрую треть жизни, поэтому сегодня так популярна идея заниматься только тем, что любишь, вдохновляться тем, что радует, и так далее. В эту зефирно-воздушную концепцию, особенно популярную среди поколений Зуммеров и подрастающих Альфа, никак не вписывается общение с раздражающими людьми.
А между тем проблема интереснейшая, чтобы постараться посмотреть на неё с разных сторон. Какие именно сотрудники нас раздражают, и чем? Зачем это им самим и, главное, зачем нам такие сотрудники?
Если провести опрос в любом коллективе, то ТОП-чарт раздражающих сотрудников, конечно же, возглавят так называемые «энергетические вампиры». Это люди, которые любят нагружать своими проблемами, давить на жалость, постоянно нарушать наши личные границы и считать виноватыми в своих неудачах всех вокруг. Они плетут интриги, сплетничают и в самый неожиданный момент наносят удар в спину. Иногда такие сотрудники приносят нам по-настоящему много хлопот и отъедают огромное количество энергии, несмотря на то, что очень часто — это одни из самых активных и даже якобы лояльных сотрудников.
Стратегии поведения такого раздражающего сотрудника всегда направлены отнюдь не на созидание, ведь оно не приводит «вампира» к пополнению энергии. Способ пополнить свою энергию за чужой счёт хорошо нам знаком из природы. И южнокорейский фильм «Паразиты» не зря получил Золотую пальмовую ветвь и Оскар — он как раз о таких жизненных стратегиях.
Любой из сотрудников-раздражителей разрушает групповую динамику коллектива. Часто нам кажется, что люди собираются в группы, чтобы достичь совместных целей. И это самое большое наше заблуждение.
На бессознательном уровне каждый приходит в коллектив, чтобы с помощью других достичь только лишь своих целей, и чаще нескольких. Такова природа человека — это нужно признать и принять. Мы не приходим в коллектив, чтобы именно этот бренд развивался или именно этот директор или совет учредителей заработали свои сверхприбыли. Мы приходим в коллектив со своими целями, и это не хорошо и не плохо, об этом просто нужно помнить.
Самое главное — всегда стараться выяснить реальные мотивы каждого человека при совместной деятельности. И вот здесь есть несколько очень важных моментов.
То есть, если мы сами выключаемся из жизни коллектива и никому не делегируем этот процесс, тогда надо быть готовым к тому, что вскоре коллектив будет настроен против нас — свято место пусто не бывает.
Любой рабочий коллектив — это команда с системой взаимоотношений, так называемая малая группа, которая всегда развивается по определённым законам. И, как правило, плюс-минус мы всегда в любом коллективе увидим сходную типологию ролей: там будут лидер и серый кардинал, душа компании и тот, кто всех бесит. Собрать идеальную команду совсем без «раздражителей» не получится — ведь по этим людям остальные члены коллектива калибруют свои ценности. Поэтому руководителю нужно уметь видеть мотивы всех своих сотрудников и выстраивать отношения с каждым, независимо от того, какую роль он играет.
Помогать им их закрывать, но не за счёт группы или в ущерб себе, а вместе с коллективом. Для этого нужно следующее:
Доктор медицинских наук, психиатр и психотерапевт Хамид Пезешкиан в своей книге "Психовампиры: как обращаться с теми, кто крадет у нас энергию" советует больше присматриваться к энергетическому вампиру и анализировать его поведение. Тогда можно обезвредить вампира его же оружием.
Пезешкиан предлагает в течении дня записывать моменты, которые выбивали нас из колеи, заставляли злиться. Обращать особое внимание на то, при каких обстоятельствах это произошло. Вспомнить, что больше всего раздражает при общении с «вампиром», попробовать найти в нём что-то хорошее (какие-то личностные качества, например).
А при общении всегда выстраивать открытый и конструктивный диалог, не позволять собой манипулировать: начинать разговор первым и уводить его в нужное для себя русло.
Либо применять способ заезженной пластинки: когда мы видим, что нами откровенно манипулируют, соглашаться формально, но ничего не делать. При напоминании — извиняться, снова соглашаться и снова саботировать действие, к которому принуждает манипулятор. Таким образом можно прекратить подкачку энергии.
Важная роль руководителя — хорошо разбираться в личных мотивах участников группы и выступать арбитром интересов. Когда руководитель помогает раскрывать потенциал каждого сотрудника, различает сильные и слабые стороны коллег, видит зоны роста и искренне поддерживает, он управляет ситуацией, повышает работоспособность и улучшает общую атмосферу в коллективе. При этом важно не самоутверждаться за счёт раздражающих нас людей, а видеть прежде всего самого человека за всем этим. И помогать ему удовлетворять его потребности не за счёт группы и в ущерб себе, а максимально экологично.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Выберите город поиска
Необходима авторизация
Для получения доступа к функциям сайта необходимо войти в личный кабинет или зарегистрироваться
Подписка оформлена!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро