Автор: Артур ЛакСпециалист в области мотивации, постановки и достижения целей. Обладатель mini-MBA (International Business Management Institute, Berlin). Автор книги "Выкуй мечту! Как превращать желания в цели и достигать их. Ленивец смог, а ты?"
Многие компании сталкиваются с проваленными дедлайнами, необходимостью многочисленных доработок или полной переделки выполненной работы, дополнительными финансовыми, трудовыми и временными затратами по причине того, что доведенная до сотрудников задача была подобна сказочному «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что».
Чтобы минимизировать подобные риски, повысить качество и эффективность работы сотрудников, следует ответственно подходить к самому первому этапу выполнения любой задачи – корректной ее постановке.
Инженер, предприниматель, изобретатель, обладатель более полутора сотен патентов Чарльз Кеттеринг однажды заметил, что правильно обозначить проблему – значит наполовину решить ее. Поэтому правильно поставленная цель обеспечивает половину успеха в ее достижении.
На сегодняшний день существуют различные способы постановки целей. Самой известной и популярной является методика SMART.
Первоначально она появилась в 80-х годах прошлого века для решения вопросов корпоративного управления, но ее простота и универсальность позволяет использовать SMART и для постановки личных целей.
Название метода представляет собой акроним, который отражает пять основных критериев постановки целей.
Для получения максимального эффекта от использования методики SMART следует не просто следовать пяти критериям, но и для каждого поставить правильные вопросы и сформулировать ответы на них.
S – Specific (конкретность). Цель должна быть четко сформулирована – иначе не получится определить к какому результату следует стремиться.
Для этого необходимо определить неудовлетворенность в каком-либо аспекте деятельности либо новую потребность, ответив на следующие вопросы:
Что в текущей ситуации не устраивает?
Что необходимо сделать/создать/улучшить/исправить?
Что необходимо достичь?
К какому результату следует стремиться?
M – Measurable (измеримость). Цель должна иметь конкретные характеристики, по которым можно отследить, на какой стадии находится выполнение задачи, оценить достигнутый результат и сравнить его с запланированным.
Для определения метрик, которые потребуются для оценки конечного и промежуточных результатов следует ответить на вопросы:
В каких единицах измерять результат?
Какие конкретно показатели использовать?
Как часто отслеживать метрики?
A – Achievable (достижимость). Цель должна быть реальной к воплощению, для ее достижения имеются необходимые знания и ресурсы. В случае, если для цели в момент ее постановки нет достаточного количества ресурсов, но ее достижение жизненно необходимо, то конечную цель следует разбить на отдельные этапы – подцели, начиная с самой реальной и также формулировать их по критериям SMART.
Для корректной оценки имеющихся сил, ресурсов и возможностей потребуется ответить на вопросы:
Имеются ли необходимые знания, компетенции и ресурсы для достижения цели?
Потребуется ли отвлекать ресурсы, необходимые для достижения других целей?
Каким образом восполнить недостающие знания и ресурсы?
Окупит ли планируемый результат затраченные ресурсы?
R – Relevant (релевантность). Цель должна соответствовать текущей ситуации и нуждам, не противоречить другим целям (в случае их наличия).
Необходимые вопросы для определения важности и непротиворечивости сформулированной цели:
Почему важно это сделать?
Что изменится после достижения цели?
Имеются ли другие цели/задачи, достижение которых может помешать достижению поставленной цели?
Может ли поставленная цель помешать достижению других целей?
Имеются ли связанные цели/задачи, которые помогут или которым поможет достижение выбранной цели?
T – Time bound (ограничение по времени). Конечное достижение цели должно соответствовать конкретной дате.
Чтобы правильно необходимое время для достижения цели следует ответить на вопросы:
К какому сроку необходимо получить результат?
Какие непредвиденные обстоятельства могут повлиять на конечный срок достижения цели?
На какое предельное время можно сдвинуть планируемый срок?
К каждому критерию можно поставить и иные дополнительные вопросы, которые помогут глубже раскрыть конкретную задачу, и максимально корректно сформулировать цель.
Помимо SMARTсуществуют и другие методы постановки целей: HARD, DUMB, WISE, GROW, BSQ.
Независимо от того, какой из способов вы предпочтете, важно соблюдать ряд правил, которые помогут превратить поставленную цель к осязаемый результат:
четкая формулировка и конечный срок достижения;
наличие знаний и ресурсов, необходимых для достижения цели либо понимание источников, откуда эти знания и ресурсы можно пополнить;
важность и необходимость, достаточные для того, чтобы служить источником мотивации на всем протяжении пути к цели;
план достижения цели с выделением отдельных этапов и сроков их выполнения;
конкретные действия, направленные на реализацию плана и достижение цели;
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73
.
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73
.
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73
.