Когда появляется запрос – к кому лучше обратиться с вопросом, то люди выбирают профессионалов, нежели новичков или специалистов, о профессиональном реноме, которых неизвестно. Работая в своей области, профессионал прокачивает навыки, развивает и углубляет знания благодаря опыту и через обучение. Так уж устроена психика, что во избежание перегрузки мозг переводит часть действий в автоматические. Так формируются привычки, стереотипы, образ действий и мышления.
Впервые о том, как меняются психические характеристики представителей тех или иных рабочих профессий упомянули еще в 1915 году. Известный российский ученый Рада Грановская писала: «Профессиональная роль с нескольких сторон влияет на личность, предъявляя к человеку новые требования. Таким образом она меняет весь его облик. Каждодневное решение задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения».
В 1921 году российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин ввел в обиход термин «профдеформация». Изменение качеств личности в результате выполнения профессиональной деятельности на протяжении долгого периода называется профессиональной деформацией.
К симптомам профдеформации относятся:
Основная форма проявления – пропуск всего происходящего через призму трудовых знаний, навыков, ценностей, моральных норм, профессиональных предпочтений.
Существует несколько основных видов изменений личности:
Общепрофессиональные. Человек как будто остается на работе и вне ее. При этом переносит свою профессию и на повседневную жизнь. Самый простой пример – сотрудник правоохранительных органов рассматривает чуть ли каждого встречного как возможного преступника.
Индивидуальные. Зависят от личности человека и особенностей его деятельности. Например, бухгалтер, который с повышенной ответственностью относится к пересчету чека в супермаркете. Типологические. Проявляются на стыке личностных качеств и профессиональных. Так, учитель младших классов чрезмерно активно вовлекается в работу аниматоров во время отпуска на море.
Приведу некоторые практические примеры из жизни. На одном из моих мест работы был случай, когда коллега оценивал свои результаты работы выше других, с ним было сложно разговаривать на любые темы, кроме рабочих даже во внерабочее время. Из чего он становился «душным» собеседником. Было ощущение, что разговор ведется «сам с собой». Он возводил свое направление в ранг самых важных в компании, при этом постоянно ощущал неоцененность своей работы и недостаток уважения со стороны коллег. Конечно же, это было субъективно. В итоге, он как будто бы ходил по кругу: из-за своей токсичности не пользовался симпатией у коллег, а работа в свою очередь не приносила ему морального удовлетворения.
Есть профессии, занимаясь которыми люди подвержены деформации в первую очередь – это люди, работающие с людьми.
Руководители, которые бывают высоко тревожны, стремятся организовывать жизнь своих близких, могут пытаться проявлять контроль работы сотрудников даже в свое свободное время.
Военные могут выстраивать отношения с домашними и окружением согласно четкой иерархии, проявлять директивное поведение.
Врач может непроизвольно измерять пульс, кожную температуру при рукопожатии, оценивать состояние здоровья человека по внешнему виду. Также известны случаи, когда медицинские работники проявляют циничное отношение и «черный юмор», эмоциональное равнодушие к пациентам, фокусируются только на показателях приборов («приборный фетишизм»).
У учителей профдеформация часто проявляется в желании постоянно исправлять или даже искать ошибки в тексте или произношении, назидательном тоне общения, желании влиять на поведение окружающих, призывать к дисциплине.
Юристы в состоянии профдеформации педантичны и дотошны, уделяют особое внимание словам и формулировкам, категоричны, могут спорить и отстаивать свою правоту, приводить большое количество аргументов.
Мой вариант тренерской профдеформации – пояснять терминологию собеседникам сразу после ее употребления, и необходимость ощущать подтверждение, что собеседник тебя точно понял.
Можно ли извлечь пользу из профессиональной деформации? Конечно, да! Например, руководитель будет хорошим организатором или антикризисным управляющим. Человек, работающий в медицине или в МЧС, обладает повышенной стрессоустойчивостью и проявит себя надежно, например, в ситуации ДТП или другом несчастном случае.
Поскольку профдеформация может привести к эмоциональному выгоранию, необходимо позаботиться о ее профилактике заранее. Как же это можно сделать?
Теперь самое время задать себе вопрос: а замечаю ли я признаки профдеформации в своем поведении? А что с этим делать, вы уже знаете!
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Выберите город поиска
Необходима авторизация
Для получения доступа к функциям сайта необходимо войти в личный кабинет или зарегистрироваться
Подписка оформлена!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро