Концепция первых коворкингов встретила отторжение рынка, а формату последних прогнозируют большой успех. Как и почему меняется концепция гибких рабочих пространств? На каких клиентов сейчас ориентируются коворкинги? И что ждет этот сегмент в ближайшие годы?
Первый коворкинг в России появился в 2008 году. В Петербург новый формат пришел только в 2012 с открытием первого «Циферблата» – консервативного коворкинга-антикафе, не оснащенного техникой. Затем, после небольшой паузы, на рынке гибких рабочих пространств начался первый бунт. Маленькие коворкинги оказались нежизнеспособными, поэтому проектоустроители взяли курс на масштабные объекты.
В 2018 году рынок коворкингов получил новый толчок к развитию. В период дефицита качественных офисных площадей в Петербурге собственники коворкингов начали делать ставку не на фрилансеров, как это было раньше, а на корпоративных клиентов. Именно тогда гибкие рабочие пространства стали такими, какими мы видим их сейчас.
Два года до пандемии Covid-19 рынок коворкингов развивался инерционно, потому что сфера офисной недвижимости не оценила этот продукт по достоинству. Однако в период ограничений из-за коронавируса, когда многие сотрудники перешли на удаленную работу, а часть офисов закрылась в принципе, аренда рабочих мест в коворкинге стала выходом для ряда компаний.
После снятия ограничений перед владельцами компаний стоял выбор: снова начать поиск офиса или переместить штат в гибкое офисное пространство. В долгосрочной перспективе переезд в коворкинг для многих оказался более выгодным и гибким вариантом – например, благодаря возможности управлять сроком арендных отношений, отсутствию инвестиций в ремонт и покупку мебели. За период пандемии заполняемость коворкингов выросла с 60 до 90%, и рынок получил от коворкингов тот самый необходимый импульс. Сейчас доля гибких пространств по-прежнему небольшая – меньше процента от всего объема рынка, – но они стали крайне востребованными.
Совсем скоро нам предстоит наблюдать развитие новой тенденции: некоторые сетевые операторы коворкингов планируют осваивать спальные районы. Исход таких проектов сложно предугадать, потому что компании предъявляют к гибким рабочим пространствам очень высокие требования.
К примеру, спальные районы могут предложить только встроенные помещения в жилых домах. Они не предполагают стандартную инфраструктуру бизнес-центров, где, как правило, размещаются коворкинги. Поэтому риск того, что корпоративные клиенты не согласятся сменить привычную локацию, очень высокий.
Также некоторые компании сейчас заинтересовались коворкингами в бизнес-центрах класса А. Такие рабочие пространства соответствуют высоким требованиям – например, к оснащению и инженерии, – поэтому их набор потенциальных арендаторов будет специфическим.
Сейчас компании взглянули на коворкинги как на достойную альтернативу офисам, арендовать которую быстрее, проще и выгоднее. Крупных клиентов, которые будут занимать в коворкингах от ста мест, пока немного – но именно они изменят рынок гибких рабочих пространств.
До нового всплеска развития коворкинг-рынка осталось около трех лет. Сейчас многие IT-компании перевели штат на удаленную работу, а руководители в других секторах все еще решают, как вести бизнес дальше. Однако принципы работы и организации офисных пространств меняются, поэтому все больше компаний будет постепенно открывать для себя преимущества коворкингов.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке
Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Расширенный поиск
Стать партнером
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Заказать обратный звонок
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Быстрый запрос
Ваша заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз или свяжитесь с нами по телефону +7 812 332-53-73 .
Выберите город поиска
Необходима авторизация
Для получения доступа к функциям сайта необходимо войти в личный кабинет или зарегистрироваться
Подписка оформлена!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро